Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области

Официальный сайт

Новости

Все новости

Опрос

Архив новостей






Прогноз погоды




Фотогалерея


Леваневцы

А память священна…

1.jpg

Куликова Александра Николаевна

Ответственный секретарь Безенчукского районного совета ветеранов Великой отечественной войны, ветеранов труда и правоохранительных органов. В течение нескольких лет собирала материалы о бывших курсантах военно-морского авиационного училища им. С. Леваневского.

В небе Безенчука…

Военно-морское авиационное училище летчиков им С. Леваневского перебазировалось в первые дни войны из г. Николаев в г. Осипенко (Бердянск) , а затем с 24 августа 1941 года по 8 сентября 1941 года перебазировалось из г. Осипенко (Бердянск) в Безенчук.

Из воспоминаний ветерана авиации ВМФ полковника Манилова П.Г: «…Безенчук – маленькая станция Куйбышевской железной дороги, Привлекло это место для размещения училища тем, что это был глубокий тыл, вблизи не было крупных предприятий. Неограниченные возможности для устройства, рассредоточения аэродромов, Кругом бескрайние степи , перелески. Среди крохотных домиков поселка Безенчук имелось всего два относительно крупных каменных здания».


2.jpgШтаб училища

Штаб и учебно-летный отдел расположился в Безенчуке, в красном здании НИИСХ им. Н.М. Тулайкова, а тогда это была опытно-селекционная станция, мастерские МТС, помещения под казармы, столовой, бани, хлебопекарни.


В старом здании аграрного техникума находились офицерский состав и гостиница, казармы курсантов.

Курсанты с помощью летчиков инструкторов осваивали технику пилотирования самолетов-торпедоносцев и бомбардировщиков на одиннадцати полевых аэродромах: Песочное, Преполовенка, Звенигородка, Обшаровка, Мыльное. На Васильевских островах в с. Екатериновка экипажи вели практическое бомбометание - сбрасывали цементные куклы-бомбы. В районе ст. Обшаровка отрабатывали стрельбу по воздушным и наземным целям – стрелки-радисты.

3.jpgВ здании районного Дома культуры «Родина» - теперь этого здания нет, размещался госпиталь для летчиков и курсантов-леваневцев. К ним с выступлениями приезжали фронтовые концертные бригады. В составе этих бригад были такие знаменитости, как Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Лидия Русланова.

В Безенчуке училище находилось до августа 1944 года. В августе 1944г. после освобождения Украины от немцев училище вновь передислоцировалось в г. Николаев.

За 1941-1944гг. училище подготовило 477 летчиков, 376 штурманов и 969 стрелков радистов, 19 питомцев училища за годы войны стали Героями Советского Союза, а легендарные летчики В. Раков, Н. Челноков, А. Мазуренко, Н. Степанян, М. Кузнецов удостоены этого высокого звания дважды.

Немало безенчукских юношей в суровые военные годы учились здесь пилотировать боевые машины. Потом в небе войны они показали свое мастерство и мужество, отдавая жизни за Родную землю.

Командный и преподавательский состав военно-морского авиационного училища им. С. Леваневского в период эвакуации в п. Безенчук

(1943 год)

Генерал-майор Морозов – начальник училища

Подполковник Калягин – заместитель начальника училища

Подполковник Сотников – начальник штаба

Подполковник Жетинский – зам по летной подготовке

Полковник Зубрилин – начальник финотдела

Майор Шиманский – начальник связи

Майор Костин – начальник ПДС

Майор Старубляков – начальник ПО

Майор Похутин – начальник фотослужбы

Подполковник Нетясов – начальник курсов

Подполковник Потванов – начальник учебно-летного отдела

Подполковник Петросян – начальник курсов

Старший лейтенант Корниенко – командир 1 роты

Капитан Смовин – командир 4 роты

Мл. лейтенант Павлючков – командир взвода 4 роты

Капитан Комаров – преподаватель

Майор Железный – преподаватель

Майор Пашихун – преподаватель

Капитан Золотарев – преподаватель

Старший лейтенант Прокопник – инструктор

Капитан Бабаев – преподаватель

Капитан Манеров – преподаватель

Капитан Арефьев – командир авиационной эскадрильи на аэродроме с. Песочное

Сержант Сергачев – старшина курсантского батальона

Старший лейтенант Матющев – командир роты

Падеев – летчик – инструктор

Сизов – летчик – инструктор

Захаров – летчик – инструктор

Шевронов – летчик – инструктор

Михайлев – летчик – инструктор

Гончарук – летчик – инструктор

Кузнецов – летчик – инструктор

Капитан Глядов – летчик – инструктор

«Где - же вы, друзья однополчане…»

На протяжении многих лет Александра Николаевна разыскивала курсантов, офицеров, служивших в училище им.С.Леваневского во время войны на территории Безенчукского района. Она делала запросы в Военный архив, общалась с их родственниками, проделала огромную трудоемкую работу. Люди, познакомившиеся с Александрой Николаевной, считают ее родным человеком, переписываются с ней и благодарят за ее самоотверженный труд, который не останется бесследным, и будет рассказывать потомкам о тех далеких великих годах.

А начать, хотелось бы с истории героического человека – Мигачева Анатолия Николаевича.

В 1968 году родственники Анатолия Мигачева обращаются с просьбой найти могилу брата. Ребята – пионеры школы №2 под руководством старшей пионервожатой Тарасовой находят эту братскую могилу и берут над ней шефство. Вот уже 43 года ребята ухаживают за этой могилой, но теперь это делают студенты Безенчукского аграрного техникума

Мигачев Анатолий Николаевич.

Мигачев Анатолий Николаевич родился в1922 году, уроженец г. Николаева республика Украина.

После окончания 7 классов, поступил в лётное училище им. Леваневского, которое находилось в г. Николаеве. После окончания училища, получив звание «сержант» - пилот был направлен в Таманскую авиаэскадрилью Черноморского флота. Война его застала в небе.

На этот раз был дан приказ «Отбыть» в п. Безенчук, Куйбышевской области, для прохождения дальнейшей службы в училище, которое уже базировалось в п. Безенчук. Обучать молодых курсантов–пилотов на самолёте Пе-2 (конструктора Петлякова).

Пикирующий бомбардировщик – Пе-2. Это скоростная и очень строгая в управлении машина не прощала ошибок в технике пилотирования. И по этой причине происходили трагичные случаи. На Безенчукской земле увеличивалось количество деревянных обелисков с пятиконечной звездой. Гибли совсем молодые ребята, не побывав на фронте. Так случилось и 11 февраля 1944 года. Экипаж самолёта Пе-2 в составе пилота Мигачева А.Н., штурмана – Стенько, и стрелка- радиста – Змеевик поднялись на очередной учебный полёт с полевого аэродрома «Беляки», но вдруг у машины отказывает один из моторов (Пе-2 двухмоторная машина) и они камнем падают на землю, не набрав должной высоты. А так, как Пе-2 машина очень тяжёлая, то весь экипаж погибает. Хоронят их в братской могиле в п. Безенчук.

Из письма Лескина Петра Сергеевича – авиамеханика училища им. С Леваневского.

… Я, наверное, один из немногих, кто еще жив, и помню, как служили в училище и как хоронили своих товарищей на маленьком безенчукском кладбище. Как вместо памятников ставили на братских могилах изуродованные воздушные винты самолетов. Вспоминаю, как хоронили старшего лейтенанта Арефьева и его экипаж, как зимой 1943 года в одну неделю погибло два самолета и их курсантские экипажи, было досадно и больно стоять у братских могил. Помню, как летом 1943 года не вышел из пике самолет лейтенанта Лабженидзе, и что на похоронах родственников не было. А весной 1944 года командование училища во главе с начальником училища полковником Морозовым полетели на транспортном самолете в г. Николаев (с целью определить возможности перебазирования туда училища), который был освобожден весной 1944 года. При посадке в г. Ростове самолет попал в авиакатастрофу, погиб экипаж и все руководство училища. Меня не было в это время в училище и я не помню, где похоронили всех погибших – в Ростове или в Безенчуке. Все погибшие по званию были офицеры. А семьи их проживали в Безенчуке, поэтому не исключено, что командующий ВВС ВМФ мог приказать останки перевезти на транспортном самолете в Безенчук, поэтому возможно и они похоронены здесь…

Я - старший сержант. Окончил ВМАТУ им. Молотова. Демобилизован в 1946 году. Всю войну спал и ел под самолетом. Спал в землянках, выкопанных на аэродроме, на нарах без электричества и в Безенчуке и в Николаеве.

С раннего утра и до позднего вечера на полевом аэродроме.

Бывшие курсанты военно-морского авиационного училища имени С. Леваневского в 1942-1944г.г.,

жители Безенчукского района, Куйбышевской области.

1. Афанасьев Александр Фёдорович – 1944 г.

2. Бартосик Борис Михайлович – 1943 г.

3. Бондарь Фёдор Иванович – 1944 г.

4. Воробьёв Иван Акимович – 1943 г.

5. Гаврилов Михаил Фёдорович – 1944 г.

6. Демьяненко Василий Семёнов – 1944 г.

7. Жестков Игорь Геннадьевич – 1944 г.

8. Данченко Павел Петрович – 1944 г.

9. Зайков Юрий Сергеевич – 1943 г.

10. Зубко Яков Алексеевич – 1943 г.

11. Каржамов Пётр Андреевич – 1944 г.

12. Кузовчиков Евгений Иванович – 1944

13. Крикун Пётр Иванович – 1944 г.

14. Евстифеев Павел Григорьевич – 1944 г.

15. Николаев Владимир Иванович – 1942 г.

16. Ткаченко Григорий Иванович – 1942 г.

17. Татарников Александр Фёдорович – 1944 г.

18. Шаболкин Анатолий Кузьмич – 1944 г.

19. Шешунов Александр Иванович – 1944 г

Карташов Петр Андреевич

4.jpgКарташов Петр Андреевич – ветеран Великой отечественной войны, дважды Краснознаменного Балтийского флота, капитан в отставке. Воспоминания бывшего курсанта училища им. Леваневского.

«В октябре 1943 года мне исполнилось 17 лет, и военкомат направил меня в училище им. Леваневского учиться на стрелка-радиста морской минно-торпедной авиации. К августу 1944 года мы закончили обучение. Нам присвоили звание и направили в авиаэскадрилью для укомплектования учебных экипажей и практического приобретения летного опыта.

К августу 1944 года экипажи были готовы к отправке на фронт. Готов был и наш экипаж: летчик Д.И. Мартынов, штурман Н.И. Лукин и я – стрелок-радист. Вылет на «Дугласе» назначили на 12 часов дня. Мы улетели в 11. Из самолета мне было хорошо видно, как стоя внизу провожали меня на войну отец и мать. Первый боевой вылет состоялся из Литвы в Кенигсберг (сейчас Калининград). Нетрудно представить наше состояние! Всем на войне было тяжело. Но мне кажется, труднее всего было морским лётчикам. Им необходимо держать курс на вражеский корабль, строго сохраняя высоту 100-200 км над уровнем моря, соблюдать скорость полета не более 200 км в час. А ведь в тебя при этом стреляют с немецких кораблей. А у самолета два крупнокалиберных пулемёта и два у стрелка – радиста. Ох, как было страшно! Всё зависело от командира и от выучки экипажа. В одном из первых боев отличились и мы - Третья авиационная эскадрилья под командованием капитана К.А Мещерина. В морской авиации в годы войны было два вида атакующих самолётов - топмачтовики (летающие над мачтой) и торпедоносцы. По команде ведущего перед атакой вперед идёт топмачтовик – он берет на себя весь огонь конвоя, бросает бомбы, потом идёт торпедоносец и бросает торпеду. Цель выбирает сам. Много добрых дел совершил полк. В конце мая 10 экипажей полка были направлены в Москву, где сформировали 36-й минно-торпедный полк. Который был направлен на Дальний Восток для освобождения Кореи и Китая от японских захватчиков. В октябре полк был перебазирован в Порт-Артур.

В 1955 году я демобилизовался и вернулся в Безенчук. Окончил педагогический институт и стал работать учителем истории в школе №2».

Умер П.А.Карташов в 1995 году. Похоронен в п. Безенчук.


Евстифеев Павел Григорьевич

5.jpgЕвстифеев Павел Григорьевич - родился 16 февраля 1926г. в п. Хуторок. Был курсантом училища им. Леваневского. В конце июля 1944 состоялся очередной выпуск. В звании сержанта Павел Евстифеев был направлен в действующую армию Северного флота. Прибыл на базу, где дислоцировалась авиационная часть. «Самолеты были американские - это огромные летающие лодки с двумя моторами, название «Каталина». Первое, с чем столкнулись экипажи - все обозначения на американском языке, которого мы не знали.

Но приказ командования: за три дня все изучить, и подготовиться к боевым полетам. Чаще поднимались в воздух по тревоге, когда посты наблюдения обнаруживали вражеские подводные лодки. Наша «Каталина» брала на борт четыре бомбы по 250 кг каждая. Удачное бомбометание не оставляло шанса противнику.

Нередко приходилось сопровождать караваны с боевым грузом и продовольствием. Караваны направлялись в г. Мурманск и Архангельск. Здесь приходилось вступать в единоборство с надводными кораблями. Важно было точно отбомбиться и не попасть под мощный огонь вражеских зенитных установок. Выручало мастерство пилотов. Капитаны иностранных судов высоко оценивали мастерство русских пилотов и нередко благодарили за хорошую проводку. А дело это было непростое. Скорость самолета на порядок выше скорости каравана, поэтому приходилось летать кругами, чтобы контролировать район продвижения судов.

Служба на Северном флоте проходила очень напряженно. Буквально каждую минуту могла прозвучать тревога, и экипаж должен был поднимать самолет в воздух. Поэтому спали не раздеваясь. Нередко даже унты запрещалось снимать. Летали ежедневно, до восьми вылетов в неделю.» Всего же П.Г. Евстифеев принимал участие более чем в ста боевых вылетах.

В апреле 1951г. Павел Григорьевич демобилизовался и встал на мирную вахту труда. 45 лет он проработал на Безенчукской метеостанции в должности старшего техника-радиста. Евстифеев П.Г. награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Северного Заполярья», «За Победу над Германией», всеми юбилейными медалями.


7.pngБорисов Иван Федорович

Борисов Иван Федорович 1921 года рождения, уроженец села Николаевки Козловского района Воронежской области. В годы ВОВ служил в п. Безенчук в училище имени Леваневского. Старший сержант-авиамеханик. Участник Сталинградской битвы. После окончания войны жил и работал в Безенчуке. Награжден орденом “Отечественной войны-2-ой степени”, медалями “За боевые заслуги”, юбилейными медалями ”30 лет Победы“, “40 лет Победы”, “50 лет Победы”, “60 лет Победы”. Умер в 2007 году. Похоронен в п. Безенчук.



Татарников Александр Федорович

8.pngРодился в 1926 году в деревне Чувичи Хворостянского района. Когда началась Великая Отечественная Война, Саше было 15 лет, но уже в этом возрасте Саша начал трудиться. Осенью 1943 года Александру исполняется 17 лет, его призывают в армию. Военкомат направляет его в п. Безенчук в училище им. Леваневского. Так он становится курсантом, стрелком - радистом. В конце июля 1944 года выпуск был последним, т. к. училище снова перебазировалось в город Николаев, а сержанта Татарникова А.Ф. - направили на фронт. в Балтийскую авиаэскадрилью. Авиаэскадрилья базировалась в г. Лиепая. В то время шли ожесточённые бои за освобождение прибалтийских республик.

30 октября 1944 года их экипаж вступает в ожесточенный воздушный бой над городом Лиепая. И это был его последний бой.

В 1978 году 28 июля в г. Лиепая был открыт обелиск 70 лётчикам, погибшим при освобождении этого города. На обелиске фамилия Татарникова Александра Фёдоровича.

Жестков Игорь Геннадьевич

9.jpg1926 года рождения, уроженец города Казань, Татарстан.

В октябре 1943 года был призван в армию и направлен на учёбу в училище им. Леваневского. Так он стал курсантом, стрелком – радистом. После окончания училища И.Г. Жесткова в 1944 году направляют в действующую армию Черноморского флота, а затем в действующую армию Дальневосточного флота, на войну с японцами. В 1951 году Игорь Геннадьевич демобилизовался, и началась мирная жизнь.

Игорь Геннадьевич получает профессию нефтяника. В 1955 году заканчивает Сызранский нефтяной техникум и проходит трудовой путь от оператора по добыче нефти до инженера технологической службы. Ему присваивают звание «Ветеран труда», неоднократно награждают почетными грамотами, дипломами за высокие показатели в социалистических соревнованиях. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и юбилейными медалями. Умер И.Г. Жестков в 1989 году. Похоронен в п. Безенчук.

 Бартосик Борис Михайлович

10.pngБартосик Борис Михайлович. Дата рождения 1920 г. 2 июня. Уроженец села Старики Белгородского района Каминец. Подольской области. Окончил училище им. Леваневского в 1943 г. уже в п. Безенчук, а начинал учиться в 1941 г. в городе Николаеве.

Воевал в отдельной авиаэскадрилье Черноморского флота, освобождал г. Одессу от немецких захватчиков.

Демобилизовался первого января 1948 года. Награжден Орденом «Красной звезды», орденом “Отечественной войны – 2 -ой степени”, медалью «За победу над Германией 1941-1945гг.”

После войны окончил педагогический институт и работал в Безенчукском районе, заведующим районным отделом народного образования. Затем завучем по воспитательной работе в Безенчукской школе №2, а с 1969 года по 1980 год работает директором Безенчукского медицинского училища. На протяжении всей педагогической деятельности показал себя, как талантливый педагог, отличный организатор. В своей педагогической деятельности использовал все передовые методы обучения. Уроки истории проходили интересно, ребята очень уважали Бориса Михайловича. Ему присвоено звание «Отличник народного просвещения». В 1986 году Бориса Михайловича не стало. Похоронен в п. Безенчук

 Гаврилов Михаил Федорович.

11.pngГаврилов Михаил Фёдорович родился 5 августа 1926 г. с. Николаевка Безенчукского района.

11 октября 1943 г. был призван в армию и направлен в училище им. Леваневского, которое базировалось в Безенчуке. Так он стал курсантом этого училища – стрелком-радистом. После окончания училища, в апреле 1944 г. был направлен в действующую армию Черноморского флота в составе шестой отдельной авиаэскадрильи - воздушным стрелком-радистом на самолёте «СБ». Михаил Фёдорович совершил более ста боевых вылетов: бомбил, ставил мины, ходил в торпедные атаки. На его счету было несколько потопленных вражеских судов.

Он не обойдён наградами. 21 апреля 1951 г. Михаил Фёдорович был уволен в запас в звании «старшего лейтенанта». Началась мирная жизнь, и Михаил Фёдорович решил получить мирную профессию. В 1967 г. он заканчивает агрономическое отделение Куйбышевского сельскохозяйственного института. Работает в Управлении сельского хозяйства Безенчукского района, затем в Районном комитете партии в промышленном отделе решает вопросы по сельскому хозяйству Безенчукского района. Он умер в 1980 году. Похоронен в п. Безенчук. Михаил Фёдорович был награждён медалью “За победу над Германией в ВОВ 1941-45 г г.” и юбилейными медалями.

12.jpgШаболкин Анатолий Кузьмич родился 20 апреля 1926 года в селе Преполовенка Безенчукского района. В 1943 году был призван в армию и стал курсантом училища имени Леваневского.

К октябрю 1944 года закончил обучение и был отправлен на Черноморский флот. Службу окончил в звании «капитан-лейтенанта». Со службы демобилизовался в ноябре 1950 года, а 6 декабря 1950 года началась его педагогическая деятельность в должности преподавателя военно-физической подготовки в средней школе № 2.

Анатолия Кузьмича очень уважали среди педагогов, а ребята его боготворили и старались во всём ему подражать. Поэтому не случайно в1991 году он был награждён значком «Отличник народного образования».

С 1996 года Шаболкин А. К. являлся представителем районного совета ветеранов ВОВ, труда и правоохранительных органов, а в 2000 году Шаболкину А.К. было присвоено звание «Почётный житель Безенчукского района». К сожалению, Анатолий Кузьмич ушёл из жизни в марте 2006 года, но он надолго останется в памяти тех, кто его знал и кого он воспитал.Награждён медалями «За победу над Германией», «Георгия Жукова», медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями. Похоронен в п. Безенчук.

Прокофьев Иосиф Потапович.

13.jpgродился 15 июля 1924 года в Восточно-Казахстанской области, Бухтарминского района в селе Васильевка. На службу был призван в сентябре 1942 года на Дальний восток 44-ю автобазу ВМФ, где проходил службу до февраля 1943 года. В феврале 1943 года был переведён в п. Безенчук в ВМАУ им. Леваневского. Служил механиком по ремонту самолётов.

Из воспоминаний: «Служба была очень тяжелой: все время мы проводили под

самолётами. Даже приходилось есть и спать на нарах без электричества в землянках, выкопанных на аэродроме. С раннего утра и до позднего вечера на полевом аэродроме и в зной и в холод несли службу. А когда самолёты заходили на стоянку на ночь, мы не имели права уходить на отдых, не устранив все неисправности, так как механик нёс полную ответственность за механическое состояние самолёта и за своевременную подготовку к вылету. За ошибки несли наказание по законам военного времени. Вместе со мной служили механики Калашников Николай, Лескин Петр, Бутко Федор, который проживал после войны в Осинках, Шапошников Николай проживал в Ольгино, Хохлов Евгений проживал в Безенчуке».

Награды: медали «За победу над Германией», ордена «Отечественной войны 2-ой степени», медаль Жукова, юбилейные медали. Умер в 2000 году. Похоронен в п. Безенчуке.

Макаркин Николай Павлович.

14.jpgМакаркин Николай Павлович родился в 1927 году уроженец села Большая Сакля. В 1944 году был призван в ряды Советской армии, служил на Черноморском флоте в училище имени Леваневского в городе Николаеве. К тому времени училище имени Леваневского базировалось в п. Безенчук. Служил Николай Павлович старшим матросом до 1949 года.

В 1949 году он демобилизовался, и началась его трудовая деятельность на благо Безенчукской земли. Он был отличным токарем.

Николай Павлович имел награды: «За победу над Германией, награжден юбилейными медалями». Умер в 2000 году, похоронен в п. Безенчуке.


Глухов Николай Васильевич во время ВОВ курсант ВМАУ им С. Леваневского. Проходил обучение с ноября 1943 года по июнь 1944 года. Стрелок-15.jpgрадист. В 1944 году ему было присвоено звание «сержант» и он убыл к месту службы в Абхвазию.

Навсегда осталось в памяти Н.В Глухова первый полет в составе экипажа бомбардировщика СБ над безенчукской землей. Над Васильевскими островами отрабатывали практическое бомбометание, а в районе Обшаровки стрельбу. Налет стрелка – радиста составлял 50 часов, обучали в училище несколько месяцев. По этой причине часто происходили трагические случаи. Особенно много при освоении бомбардировщика Пе-2.

Н.В. Глухов награжден Орденом Отечественной войны 11 степени, медалями «За Победу над Германией», Японией, за освобождение Кореи.


21.jpgН.В. Глухов во время учебы в ВМАУ им. С. Леваневского п. Безенчук.






22.jpgТрифонов Иван Алексеевич


В 1940 году ушел служить в армию. Служил в г. Николаеве в ВМАУ им. Леваневского.В первые месяцы войны вместе с училищем перебазировался в Безенчук- аэродром Екатериновка. Готовил к полетам самолеты.Военное лихолетье забрасывало его в разные регионы страны. День Победы встретил в Херсоне.

Всю жизнь работал учителем. Был директором детского дома в с. Екатериновка. Награжден медалями. Похоронен в с. Екатериновка.





23.pngКурсанты училища им.С.Леваневского.






25.jpgЛетчики- инструктора, курсант и сотрудники строевой части училища им. Леваневского. п. Безенчук





27.jpgПодготовка самолета к полету 1942 год. п. Безенчук




28.jpgПамятник воинам –леваневцам на Безенчукском кладбище.

Дата изменения: 18.02.2015 14:34