Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области

Официальный сайт

Новости

Все новости

Опрос

Архив новостей



Прогноз погоды


Фотогалерея

Легенды и были Безенчукской земли

Безенчук и «12 стульев»


12 стульев.png


В 1927 году советские писатели И. Ильф и Е. Петров писали книгу «12 стульев». Согласно легенде, один из писателей ехал в поезде, который совершил остановку на станции Безенчук. Во время остановки писатель наблюдал из окна вагона за мужиком, подпиравшим угол здания с вывеской «Безенчук». Вид мужика показался очень интересным, а вывеска – смешной.

В дальнейшем образ именно этого мужика вошел в роман «12 стульев» под именем – гробовых дел мастер Безенчук.


Аллея любви


аллея.JPG


Жители современного поселка Безенчук не знают, что в 30-ые годы на южной стороне поселка, недалеко от сельскохозяйственной опытной станции были овцеводческий техникум и опытная овцеводческая станция, которая располагалась в поселке Песочный. Трехэтажное здание на южной стороне поселка сегодня, к сожалению, разрушено. Скорее всего, оно было построено для администрации и научных сотрудников овцеводческой станции. Позднее здесь расположился овцеводческий техникум, затем агрошкола.

В годы Великой Отечественной войны в поселок Безенчук было эвакуировано летное училище имени С. Леваневского. В здании агрошколы находился учебный корпус училища. Вдоль корпуса – дорожка, ведущая к белым воротам из силикатного кирпича. Курсантов в условиях военного времени в увольнительные отпускали редко. Свидания с девушками назначали именно на этой дорожке, которую и называли «Аллея любви».


Быль о том, как Сахтеров Роман купца Малюшкина научил грамоте


24. приложение 24.jpg


В селе Екатериновке купец Николай Лаврентьевич Малюшкин построил паровую мельницу. Со всей округи приказчики закупали у крестьян зерно и засыпали их в малюшкинские амбары. А их было около сорока. Поскольку многие крестьяне грамотой не владели, то на принятое зерно им выдавали клочок бумаги (приемную квитанцию), размером со спичечный коробок, с указанием цифры количества пудов, где не ставилось ни даты, ни подписи принявшего. Роман Тимофеевич Сахтеров был человеком грамотным. Продавал он зерна разное количество. После долгих наблюдений за работой приемного пункта, решил он попытать счастье на риске. При этом знал, что если неудача, ждет его каторга в Сибири.

Насыпал он в мешок 4 пуда зерна. Зерно сдал и получил маленький клочок бумаги с цифрой 4. Он заранее подготовил несколько карандашей и тренировался, как ловчее подставить к «4» – «0». Подобрал цвет и подставил ноль, получилось сорок. Подумав, что отвечать и за сорок, и за большее количество одинаково, подставил еще один ноль, получилось 400. Подал в кассовое окно бумажку с цифрой 400. Получил деньги за 400 пудов пшеницы. И уехал в Самару.

Малюшкин, обнаружив обман, поднял на ноги всех приказчиков и полицейских. Они разъехались по селам искать преступника. Но лица преступника никто не видел. А в селе Ивановке никто не знал, что Роман в этот день торговал зерном.

После этого случая Малюшкин приказал выписывать за принятое зерно настоящую квитанцию с печатью.


Быль о том, как Сахтеров Роман купца Малюшкина научил грамоте


Купеческий дом в с. Кануевка.jpg Храм с. Кануевки до реставрации 1.jpg Храм с. Кануевки до реставрации.JPG


В селе Екатериновке купец Николай Лаврентьевич Малюшкин построил паровую мельницу. Со всей округи приказчики закупали у крестьян зерно и засыпали их в малюшкинские амбары. А их было около сорока. Поскольку многие крестьяне грамотой не владели, то на принятое зерно им выдавали клочок бумаги (приемную квитанцию), размером со спичечный коробок, с указанием цифры количества пудов, где не ставилось ни даты, ни подписи принявшего. Роман Тимофеевич Сахтеров был человеком грамотным. Продавал он зерна разное количество. После долгих наблюдений за работой приемного пункта, решил он попытать счастье на риске. При этом знал, что если неудача, ждет его каторга в Сибири.

Насыпал он в мешок 4 пуда зерна. Зерно сдал и получил маленький клочок бумаги с цифрой 4. Он заранее подготовил несколько карандашей и тренировался, как ловчее подставить к «4» – «0». Подобрал цвет и подставил ноль, получилось сорок. Подумав, что отвечать и за сорок, и за большее количество одинаково, подставил еще один ноль, получилось 400. Подал в кассовое окно бумажку с цифрой 400. Получил деньги за 400 пудов пшеницы. И уехал в Самару.

Малюшкин, обнаружив обман, поднял на ноги всех приказчиков и полицейских. Они разъехались по селам искать преступника. Но лица преступника никто не видел. А в селе Ивановке никто не знал, что Роман в этот день торговал зерном.

После этого случая Малюшкин приказал выписывать за принятое зерно настоящую квитанцию с печатью.


Легенда села Никольское


Фото храма Никольское.JPG


Она записана в монографии краеведа Н.М. Егоркина: «До наших дней сохранилось предание, что после постройки в селе Нижняя Ивановка церкви было совершено тайное жертвоприношение христианскому богу. Жертву, христианскую девушку, чуваши похитили, переплыв Волгу с нагорной стороны. Три дня девушку держали взаперти в чулане. На четвертую ночь ее привели в церковь и закопали живьем под алтарем. Без такой жертвы, считали чуваши, церковь не устоит на земле и не принесет благ своим новообращенным прихожанам».

Н.М. Егоркину довелось участвовать в комиссии по закрытию церкви в 1930 году: «Вспомнив легенду, решили проверить. Спустились в темное подполье и к своему удивлению обнаружили под алтарем деревянный крест. Комиссия посчитала сей факт подтверждением трагедии, совершенной в прошлом».


Ольгины мы


1 приложение 1.png


Согласно легенде, в 1823 году в имении Сирюкаево Юхновского уезда Смоленской губернии у помещика родилась дочь. При крещении девочку назвали Ольгой.

На торжественном обеде крестный отец малышки, крупный землевладелец, подарил участок целинной земли, находящийся в степной части левобережья Волги. Отец Ольги полученную в подарок землю решил освоить.

С этой целью он назначил к переселению на новые земли десять семей своих крепостных крестьян. Более трех недель был в пути обоз с переселенцами. Наконец приехали в назначенное место и остановились у большого круглого озера с названием Матуга. Остановились, проверили местность, участок земли осмотрели, землю лопатою порыли, руками пощупали. Земля хорошая – больше метра в глубину чернозем. Степь кругом ровная, ковылем и ракитником поросшая. Ягод много. В озере много рыбы, дичь водится. Часть переселенцев остановилась прямо у озера, другая подальше от озера, говоря, что там ягод больше, а комаров и слепней меньше.

Далее стали обсуждать, какое название дать этим поселкам. Кто-то сказал: «Земля эта и мы Ольгины, вот и дадим название – Ольгино. Ольгины мы!»

На том и порешили.


Писентик - Ивановка


каменные столбы.jpg


В первой половине 18 века на левом берегу Волги у устья маленькой степной речки возникло небольшое чувашское поселение Пизенчек (Писентик), названное так в честь первого переселенца-чуваша. Название Пизенчек (Писентик), закрепилось не только за селением, но и за протекавшей речкой.

В 1795 году селение было переименовано и названо в честь графа Ивана Григорьевича Орлова Ивановкой. В этом же году была проведена перепись. Деревня состояла из 90 дворов, с населением 564 человека, в том числе 271 мужского и 293 женского пола. Чуваши фамилий не имели. Писари записывали их уличные прозвища или имена старшего в семье. Так появились Егоркины, Егоровы, Сахтеровы, Яшкины.

Село Ивановка (Нижняя Ивановка) с таким названием просуществовало до 1923 года, затем его переименовывают в Никольское. Оказывается, с конца 19 века село имеет два названия Ивановка – Никольское. Второе, народное название, в честь Николая Чудотворца, ведь один из престолов местного храма освящен именно в честь этого святого. В 1923 году за селом закрепили его народное название Никольское, чтобы не путать с другими селами с названием Ивановка.

Некоторые улицы современного села Никольского до сих пор сохранили свои чувашские названия по именам тех прежних поселений. «Япланай» – часть современной улицы Комсомольской от церкви в сторону Безенчука, «Чуракаль» – улица Комсомольская от церкви в сторону Екатериновки, «Хурнис» – улица Советская. Эти вторые чувашские названия улиц напоминают о тех давно исчезнувших селениях, из которых вышли основатели и первые жители села.


Фальшивый двугривенный


двугривенный.jpg


В 1894 году держатель буфета железнодорожной станции Безенчук обнаружил, что кто-то вручил ему двугривенный из олова.

Испуганный хозяин кинулся к дежурному жандарму. О фальшивке доложили приставу, вызвали из Самары следователя. Да только разве найдешь случайного посетителя? Шансов почти не было. И вдруг у местных крестьян появилась целая партия «серебряных денег» из олова. Ниточка потянулась в село Васильевку. А там, оказывается, фальшивые двугривенные свободно обращаются между крестьянами, и никто не предъявляет к монетам никаких претензий. Наконец, в одной избе полицейские разыскали сельский «монетный двор» с двумя умельцами. Дело благополучно близилось к завершению. Следователь потирал руки в предвкушении благодарности начальства. Но неожиданно в Безенчуке был найден уже мешочек фальшивых двугривенных. Васильевские крестьяне оказались ни при чем. Это пошла в ход продукция другого «монетного двора» – из села Екатериновки.








Дата изменения: 26.03.2015 14:09